Российские ученые обнаружили в сибирской вечной мерзлоте червей, которые ожили. Несут ли они опасность и новые болезни?Gladyshev, E. A./Meselson, M./Arkhipova, I. R.

Открытие стало первым доказательством возможности замораживания многоклеточного организма на столь продолжительное время. Арктические коловратки не утратили способности функционировать и размножаться после размораживания

Статья была опубликована в журнале Current Biology, данная тема сильно затронула ученых всего мира.

Коловратки из подкласса Bdelloidea — микроскопические многоклеточные животные, известные своей способностью выживать в условиях высыхания, замораживания, отсутствия пищи и низкого содержания кислорода. Теперь ученые из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН обнаружили, что коловратки могут не только выдерживать низкие температуры, но и сохраняться в вечной мерзлоте на протяжении тысячелетий (в анабозном состоянии существа провели более 20 тысяч лет).

Наша работа является самым убедительным на сегодняшний день доказательством того, что многоклеточные животные могут выдержать десятки тысяч лет в условиях криптобиоза, состояния, в котором метаболизм практически полностью останавливается, — высказывается соавтор исследования Стас Малавин.

Стоит отметить, что ученые выделяли из сибирской вечной мерзлоты различные микроорганизмы. Ранее они идентифицировали множество одноклеточных организмов, например нематоду возрастом около 30 тысяч лет, а также мхи и растения, пребывавшие во льду тысячи лет.

В этот раз авторы описали коловраток, оживших после размораживания. Считалось, что эти животные могут выживать после 10 лет, проведенных в замороженном состоянии. Радиоуглеродное датирование показало, что коловратки, извлеченные из вечной мерзлоты, провели там почти 25 тысяч лет.

Как сообщает источник, коловратки, принадлежавшие к роду Adineta, после размораживания смогли даже размножаться. Эти животные каким-то образом могут противостоять образованию кристаллов льда, которое происходит при медленном замораживании.

Таким образом, многоклеточный организм может быть замороженным и сохраненным на протяжении тысяч лет. Чем сложнее организм, тем сложнее будет сохранить его живым. Для млекопитающих в настоящее время такое невозможно. Однако переход от простейших животных к многоклеточным организмам — большой шаг вперед.

До сих пор остается неясным, что именно позволяет коловраткам выживать в таких условиях, поэтому исследователи продолжают изучение арктических образцов в поисках других организмов, способных к долговременному криптобиозу.

Каких-либо угроз данные существа для людей не несут, а информацию наоборот будет полезной для новых изучений. Однако напомним, что ранее ученые нашли около 30 неизвестных науке вирусов в пробах древнего льда.

Как сообщает источник, пробы одного из самых древних льдов взяли ещё в 2015 году учёные из США и Китая. Для этого пришлось просверлить 50 метров ледника в Тибете.

Так как поверхность проб была заражена бактериями при сверлении и транспортировке льда, исследователи изучали внутреннюю часть образцов.

Исследователи отметили, что изменение климата привело к таянию ледников по всему миру, в том числе и в Тибете, поэтому образцы древних вирусов в дальнейшем могут быть потеряны. Кроме того, из-за этого неизвестные патогены также могут попасть в окружающую среду и поставить людей под угрозу.